Н.В. Гоголь всегда проявлял неподдельный интерес к истории и традициям своей Родины. Идея создать эпическое произведение, которое отразит национальные характеры, историю и дух украинского народа возникла у писателя в 1830-м году. Гоголь очень трепетно относился к тексту: он обдумывал каждое слово, дополнял и переписывал произведение около 8-ми раз. Для того, чтобы создать яркие, реалистичные образы, Гоголь обращался к архивным записям, историческим документам, летописям, личным рукописям граждан. В то же время, в повести сильно проявляется народное, лирическое начало, так как писатель большое внимание уделял УНТ. Несмотря на обращение Гоголя к истории, повесть нельзя считать чисто историческим произведением, так как в ней прослеживаются фантастические и сказочные черты, гиперболизация и идеализация образов.
Таким идеализированным образом предстаёт в повести один из её главных героев — Тарас Бульба. Это сильный, мужественный, бесстрашный казак. Смысл его жизни — это служение Родине, готовность отдать жизнь за её свободу. Он презрительно относится к семейной жизни, сельскому хозяйству, домашнему уюту — "я козак — не хочу!" — говорит Тарас. Мирная жизнь в Сечи ему так же не по вкусу: он идёт на хитрость, чтобы избавится от неугодного кошевого, который не хочет воевать. Семья Тараса — это товарищество, он живёт его законами и принципами. Даже привязанный к горящему дереву, он думает не о себе, а о товарищах-казаках, которые спасаются благодаря ему. Самое страшное преступление для Тараса — это предательство, которое он не прощает никому, даже собственному сыну. Верность православной вере — это ещё один ориентир в жизни казаков. Любого пришедшего в Сечь кошевой прежде всего спрашивает, верит ли он в Бога и ходит ли в церковь.
Несмотря на то, что образ Тараса во многом идеализирован, он являет собой яркий пример патриотичной, самоотверженной любви к своей Родине и народу.