В рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» тему Великой Отечественной войны нельзя назвать центральной. Писатель выстраивает композицию произведения так, что эта тема, раскрываясь в финале, тем не менее очень органично связана с основным сюжетом. Читатель узнаёт о событиях от повествователя — проказника Вити, главного героя. Финальные размышления принадлежат уже рассказчику, прошедшему войну и спустя годы рассматривающему школьную фотографию. Этот снимок стал символом детства, но самое главное — памяти о тех «сибиряках», которые «полегли в войну». Таким образом, временная дистанция превращает основной сюжет рассказа в большую ретроспекцию. Это характерная жанровая черта мемуаров. Воспоминания об односельчанах, друзьях, учителях в итоге переходят в размышление о том, как история влияет на судьбы людей.