Рассказ о русалочке (г. х. андерсен)

В самой глубокой части моря стоит коралловый дворец морского царя. Он давно овдовел, и хозяйничает во дворце его старая мать, достойная и умная женщина. Она очень любит своих шестерых внучек, хорошеньких принцесс-русалочек. Лучше всех — самая младшая, тихая и задумчивая, с синими как море глазами. Вместо ножек у неё, как и у других русалок, рыбий хвост. Она любит только свой садик с ярко-красными цветами и мраморной статуей прекрасного мальчика, упавшей на дно с погибшего корабля. Обнимая статую, русалочка мечтает о кораблях, городах, людях и животных. По традиции русалка впервые поднимается на поверхность в своё шестнадцатилетние. Приходит черёд увидеть землю и дочерям морского царя. Русалочке, самой младшей в семье, довелось подняться после своих сестёр. Она выныривает неподалёку от трёхмачтового корабля, с палубы которого слышится музыка. В каюте корабля русалочка замечает много нарядных людей, и среди них красавца-принца с большими чёрными глазами, похожего на мраморного мальчика из её сада. Команда корабля и гости весело отмечают его шестнадцатый день рождения. Вечером начинается салют. В ночном небе вертятся колесом большие солнца, крутят хвостами огненные рыбы, а на палубе звучит громкая музыка. Поздно вечером, после праздника, на море начинается сильный шторм. Корабль принца переворачивается на бок и разбивается на части. Русалочка спасает тонущего принца. Поддерживая его, она приплывает к берегу с красивой рощей и высоким белым зданием вроде церкви или монастыря, и оставляет принца на песке. Вскоре из белого здания на помощь выбегают люди. Придя в себя, принц улыбается и.русалочке становится грустно, ведь ей он не улыбнулся и даже не знал, кто спас ему жизнь. Она ныряет в воду и уплывает. Русалочка рассказывает всё сёстрам и те отводят её к дворцу принца. С тех пор русалочка каждый вечер приплывает туда и подолгу смотрит на юного принца. Часто она слышит, как рыбаки рассказывают о принце много хорошего, и радуется, что спасла его. Русалочке расспрашивает бабушку о людях и узнаёт, что их век короче, чем у русалок. Но у людей есть бессмертная душа, которая улетает в небо после того, как тело превращается в прах,. Русалки же живут триста лет, но им не дано бессмертной души. После смерти от них остаётся лишь морская пена. Русалка может получить душу только если кто-нибудь из людей полюбит её и их обвенчает священник. Но этому не бывать никогда, ведь рыбий хвост у русалок считается красивым, но люди находят его безобразным. Чтобы понравится человеку, надо обзавестись двумя неуклюжими подпорками — ногами, как их называют люди. Русалочка любит принца и готова на всё, чтобы получить бессмертную душу. Оставив сёстёр танцевать на балу, она отправляется к морской ведьме. Та соглашается изготовить питьё, выпив которое, рыбий хвост русалочки превратится в пару стройных ножек. При этом сохранится её грациозная походка, но ходьба причинит ужасную боль, Ведьма предупреждает, что, приняв человеческий образ, русалочка больше никогда не вернётся в родную стихию. Если же принц жениться на другой, сердце русалочки разорвётся на части, и она станет морской пеной. В уплату за волшебный напиток ведьма требует прекрасный голос русалочки. Ей останется прелестное личико, воздушная походка и выразительные глаза, «довольно, чтобы покорить человеческое сердце». Отдав русалочке зелье, ведьма отрезает ей язычок. Брифли бесплатен благодаря рекламе: Приплыв ночью к дворцу принца, русалочка выпивает волшебный напиток. Её пронзает острая боль. и она теряет сознание. Очнувшись днём, она видит перед собой принца, а опустив глаза, обнаруживает вместо рыбьего хвоста две маленькие, как у ребёнка, ножки. Принц пытается узнать, кто она такая и как сюда попала, но она молчит. Взяв русалочку за руку, принц ведёт её во дворец, и она терпеливо переносит боль, а её походка остаётся воздушной. Во дворце русалочку одевают в шёлк и кисею, и она становится первой красавицей, Оставаясь по-прежнему немой, она танцует, как не танцевал ещё никто. Все восхищаются ею, а принц называет русалочку своим маленьким найдёнышем. Он всё больше привязывается к русалочке, но любит её только как милое, доброе дитя. Ему и в голову не приходит сделать её своей женой. По требованию родителей принц отправляется через море к соседнему королю, чтобы познакомиться с его дочерью, и берёт с собой Русалочку. Принц и прекрасная принцесса влюбляются друг в друга, празднуют помолвку, а за ней и свадьбу. Вскоре приходит время отправляться на родину принца. На палубе корабля раскидывают роскошный шатёр для новобрачных. Лишь один вечер остаётся русалочке, чтобы пробыть с тем, «ради кого она оставила родных и отцовский дом, отдала свой чудный голос и ежедневно терпела бесконечные мучения, тогда как он и не замечал их. ... Долго за полночь продолжались на корабле танцы и музыка, и русалочка смеялась и танцевала со смертельной мукой в сердце». Когда корабль затихает, русалочка остаётся на палубе ждать первых лучей солнца. Вдруг около корабля она замечает своих сестёр с обрезанными волосами — они отдали свои волосы ведьме, чтобы она помогла спасти русалочку от смерти. Ведьма дала им острый нож, который русалочка должна вонзить в сердце принца. Если его кровь попадёт на её ножки, они снова срастутся в рыбий хвост, русалочка станет прежней и проживёт свои триста лет. «Убей принца и вернись к нам!», — с этими словами сёстры уплывают. Русалочка приподнимает занавесь шатра и видит, что головка прекрасной невесты лежит на груди принца. Она целует принца, бросает нож в волны, которые краснеют, словно окрашенные кровью, бросается в море и тело её расплывается морской пеной. После смерти русалочка присоединяется к дочерям воздуха, летающим без крыльев благодаря собственной лёгкости. Как и у русалок, у них нет бессмертной души. Но они могут её получить за добрые дела, которые делают людям. Русалочка видит, как принц с невестой ищут её по всему кораблю. Невидимая, она целует красавицу невесту, улыбается принцу и вместе с другими детьми воздуха поднимается к розовым облакам.
 
В самой глубокой части моря стоит коралловый дворец морского царя. Он давно овдовел, и хозяйничает во дворце его старая мать, достойная и умная женщина. Она очень любит своих шестерых внучек, хорошеньких принцесс-русалочек. Лучше всех — самая младшая, тихая и задумчивая, с синими как море глазами. Вместо ножек у неё, как и у других русалок, рыбий хвост. Она любит только свой садик с ярко-красными цветами и мраморной статуей прекрасного мальчика, упавшей на дно с погибшего корабля. Обнимая статую, русалочка мечтает о кораблях, городах, людях и животных. По традиции русалка впервые поднимается на поверхность в своё шестнадцатилетние. Приходит черёд увидеть землю и дочерям морского царя. Русалочке, самой младшей в семье, довелось подняться после своих сестёр. Она выныривает неподалёку от трёхмачтового корабля, с палубы которого слышится музыка. В каюте корабля русалочка замечает много нарядных людей, и среди них красавца-принца с большими чёрными глазами, похожего на мраморного мальчика из её сада. Команда корабля и гости весело отмечают его шестнадцатый день рождения. Вечером начинается салют. В ночном небе вертятся колесом большие солнца, крутят хвостами огненные рыбы, а на палубе звучит громкая музыка. Поздно вечером, после праздника, на море начинается сильный шторм. Корабль принца переворачивается на бок и разбивается на части. Русалочка спасает тонущего принца. Поддерживая его, она приплывает к берегу с красивой рощей и высоким белым зданием вроде церкви или монастыря, и оставляет принца на песке. Вскоре из белого здания на помощь выбегают люди. Придя в себя, принц улыбается и.русалочке становится грустно, ведь ей он не улыбнулся и даже не знал, кто спас ему жизнь. Она ныряет в воду и уплывает. Русалочка рассказывает всё сёстрам и те отводят её к дворцу принца. С тех пор русалочка каждый вечер приплывает туда и подолгу смотрит на юного принца. Часто она слышит, как рыбаки рассказывают о принце много хорошего, и радуется, что спасла его. Русалочке расспрашивает бабушку о людях и узнаёт, что их век короче, чем у русалок. Но у людей есть бессмертная душа, которая улетает в небо после того, как тело превращается в прах,. Русалки же живут триста лет, но им не дано бессмертной души. После смерти от них остаётся лишь морская пена. Русалка может получить душу только если кто-нибудь из людей полюбит её и их обвенчает священник. Но этому не бывать никогда, ведь рыбий хвост у русалок считается красивым, но люди находят его безобразным. Чтобы понравится человеку, надо обзавестись двумя неуклюжими подпорками — ногами, как их называют люди. Русалочка любит принца и готова на всё, чтобы получить бессмертную душу. Оставив сёстёр танцевать на балу, она отправляется к морской ведьме. Та соглашается изготовить питьё, выпив которое, рыбий хвост русалочки превратится в пару стройных ножек. При этом сохранится её грациозная походка, но ходьба причинит ужасную боль, Ведьма предупреждает, что, приняв человеческий образ, русалочка больше никогда не вернётся в родную стихию. Если же принц жениться на другой, сердце русалочки разорвётся на части, и она станет морской пеной. В уплату за волшебный напиток ведьма требует прекрасный голос русалочки. Ей останется прелестное личико, воздушная походка и выразительные глаза, «довольно, чтобы покорить человеческое сердце». Отдав русалочке зелье, ведьма отрезает ей язычок. Брифли бесплатен благодаря рекламе: Приплыв ночью к дворцу принца, русалочка выпивает волшебный напиток. Её пронзает острая боль. и она теряет сознание. Очнувшись днём, она видит перед собой принца, а опустив глаза, обнаруживает вместо рыбьего хвоста две маленькие, как у ребёнка, ножки. Принц пытается узнать, кто она такая и как сюда попала, но она молчит. Взяв русалочку за руку, принц ведёт её во дворец, и она терпеливо переносит боль, а её походка остаётся воздушной. Во дворце русалочку одевают в шёлк и кисею, и она становится первой красавицей, Оставаясь по-прежнему немой, она танцует, как не танцевал ещё никто. Все восхищаются ею, а принц называет русалочку своим маленьким найдёнышем. Он всё больше привязывается к русалочке, но любит её только как милое, доброе дитя. Ему и в голову не приходит сделать её своей женой. По требованию родителей принц отправляется через море к соседнему королю, чтобы познакомиться с его дочерью, и берёт с собой Русалочку. Принц и прекрасная принцесса влюбляются друг в друга, празднуют помолвку, а за ней и свадьбу. Вскоре приходит время отправляться на родину принца. На палубе корабля раскидывают роскошный шатёр для новобрачных. Лишь один вечер остаётся русалочке, чтобы пробыть с тем, «ради кого она оставила родных и отцовский дом, отдала свой чудный голос и ежедневно терпела бесконечные мучения, тогда как он и не замечал их. ... Долго за полночь продолжались на корабле танцы и музыка, и русалочка смеялась и танцевала со смертельной мукой в сердце». Когда корабль затихает, русалочка остаётся на палубе ждать первых лучей солнца. Вдруг около корабля она замечает своих сестёр с обрезанными волосами — они отдали свои волосы ведьме, чтобы она помогла спасти русалочку от смерти. Ведьма дала им острый нож, который русалочка должна вонзить в сердце принца. Если его кровь попадёт на её ножки, они снова срастутся в рыбий хвост, русалочка станет прежней и проживёт свои триста лет. «Убей принца и вернись к нам!», — с этими словами сёстры уплывают. Русалочка приподнимает занавесь шатра и видит, что головка прекрасной невесты лежит на груди принца. Она целует принца, бросает нож в волны, которые краснеют, словно окрашенные кровью, бросается в море и тело её расплывается морской пеной. После смерти русалочка присоединяется к дочерям воздуха, летающим без крыльев благодаря собственной лёгкости. Как и у русалок, у них нет бессмертной души. Но они могут её получить за добрые дела, которые делают людям. Русалочка видит, как принц с невестой ищут её по всему кораблю. Невидимая, она целует красавицу невесту, улыбается принцу и вместе с другими детьми воздуха поднимается к розовым облакам.
 
Центральной темой сказочного произведения Андерсена Русалочка можно назвать прекрасное любовное чувство главной героини к принцу. Такая любовь очень романтична, не походит на обыденные человеческие чувства. Она полна самопожертвования, но при этом обречена на нетипичный для сказочных произведений конец. Для героини эта любовь не стала счастливой, оставила глубокий след, но при этом не сделала глубоко несчастной. Можно обратиться к мифологии — в ней встречается похожий сюжет. Если русалка потеряет бессмертную душу из-за злых действий, то она сможет вернуть ее тогда, когда обретет взаимную и чистую любовь. При этом такая любовь редко может быть взаимной, как и в обычной жизни. Русалка иногда стремится любыми путями вызвать в человеке сильные чувства, иногда даже провоцирует его. В сказке древне-языческие мифологические мотивы переосмысливаются автором с точки зрения христианской веры и традиций. Появляются представления о том, есть ли после смерти жизнь, рассуждения о загробном мире и о представлениях человеческой души. Соединяя между собой религиозные и мифологические мотивы, Андерсен представляет нам сюжет своей сказки. Принц, который попадает в море, чуть не погиб на высоких волнах. Его спасает главная героиня — русалочка. Есть поверье, что русалками становятся девушки, которые погибли в воде. А в данном случае русалка является спасением для принца. Героиня находит его приятным и сначала даже радуется, что принц сможет попасть во дворец к ее отцу. Но тут же понимает, что это возможно только в случае смерти принца. Русалочка не желает этого допустить и спасает героя. Она сравнивает принца с фигурой мальчика из мрамора, которая находится у нее во дворце. Она целует его и желает, чтобы герой остался жив. Так и происходит. Герой видит на берегу, рядом с собой, прекрасную девушку, но не может заговорить с ней, так как она находится в монастыре. Принц не знает, что его спасла русалочка, поэтому героиня не получает награду за свой поступок. Ее мечты — быть рядом с принцем, понравится ему, и разделить с ним свое счастье. Она готова отдать все — героиня отказалась от своего дома, прекрасного голоса и своей сущности русалки. Она отдает право судьбе распоряжаться своей жизнью ради взаимной и чистой любви. Русалка переживает очень тяжелые чувства. Ей больно ступать по земле, ведь она привыкла находиться в морских просторах. Да и видя, как принц находит свою любовь, русалка очень переживает. Но все эти невзгоды не делают ее жестокой, ведь прекрасные чувства никогда не должны омрачать человеческое сердце, взгляды и мысли. Русалочка видела, как принц счастлив со своей избранницей, ее сердце болело, но она отмечала, как же хороша и прекрасна невеста нашего героя. У русалочки есть выбор — она может вернуться в родную семью и прожить свою долгую жизнь. Ведь русалки живут триста лет. Но тогда она не будет рядом с принцем. Темы любви и жертвенности являются главными в сказке Андерсена. Русалка готова отдать свою жизнь для счастливой жизни героя-принца. А сестры русалочки жертвуют своими волосами, чтобы спасти главную героиню. Они отдают их ведьме, а взамен получают кинжал, при помощи которого русалочка должна убить принца. Его кровь попадает к ней на ноги, и они вновь превращаются в хвост. Так русалка может вернуться в морской мир. Если героиня не сделает этого, она погибнет до восхода солнца. Здесь опять встречаются мифологические и христианские мотивы, которые сочетаются в вопросах нравственности и человеческих ценностей. Русалочка ни в коем случае не убьет принца. Она пожертвует своей жизнью ради счастливой судьбы принца. И при этом русалочка не испытывает ни капли ревности и злости, ее душа чиста и спокойна. Одна из главных мыслей Андерсена – любовь не может быть зла, и именно ее хочет донести автор до своих читателей. Так и происходит. Русалка выбрасывает нож в море, сама бросается в морскую пучину и превращается в пену. Та мечта, которую загадала себе главная героиня, с одной стороны сбылась, а с другой и нет. Она хотела обрести человеческую душу – этого не получилось, но ведь те чувства, что она испытала, подвластны именно душе человека, поэтому на некоторое время она смогла почувствовать ее. А став пеной морской героиня обрела новую жизнь и окунулась в царство воздуха. Автор сказки сумел очень тонко передать мифологический образ русалки, совместив его с христианскими ценностями и предав ему некоторые человеческие черты. Идея сказки – подтвердить тот факт, что сила любви является одной из самых мощных, сильных и великих нравственных сил человечества, и на примере русалочки у Андерсена это получается достаточно хорошо.
 
Ох, то-то все вы, девки молодые, Все глупы вы. Уж если подвернулся К вам человек завидный, не простой, Так должно вам его себе упрочить. А чем? разумным, честным поведеньем; Заманивать то строгостью, то лаской; Порою исподволь обиняком О свадьбе заговаривать, — а пуще Беречь свою девическую честь — Бесценное сокровище; она — Что слово — раз упустишь, не воротишь. А коли нет на свадьбу уж надежды, То всe-таки по крайней мере можно Какой-нибудь барыш себе — иль пользу Родным да выгадать; подумать надо: «Не вечно ж будет он меня любить И баловать меня». — Да нет! куда Вам помышлять о добром деле! кстати ль? Вы тотчас одуреете; вы рады Исполнить даром прихоти его; Готовы целый день висеть на шее У милого дружка, — а милый друг Глядь и пропал, и след простыл; а вы Осталися ни с чем. Ох, все вы глупы! Не говорил ли я тебе сто раз: Эй, Д о ч ь, смотри; не будь такая дура, Не прозевай ты счастья своего, Не упускай ты князя, да спроста Не погуби самой себя. — Что ж вышло?.. Сиди теперь да вечно плачь о том, Чего уж не воротишь. Д о ч ь Почему же Ты думаешь, что бросил он меня? М е л ь н и к Как почему? да сколько раз, бывало, В неделю он на мельницу езжал? А? всякий божий день, а иногда И дважды в день — а там все реже, реже Стал приезжать — и вот девятый день, Как не видали мы его. Что скажешь? Д о ч ь Он занят; мало ль у него заботы? Ведь он не Мельник — за него не станет Вода работать. Часто он твердит, Что всех трудов его труды тяжеле. М е л ь н и к Да, верь ему. Когда Князья трудятся, И что их труд? травить лисиц и зайцев, Да пировать, да обижать соседей, Да подговаривать вас, бедных дур. Он сам работает, куда как жалко! А за меня вода!.. а мне покою Ни днем, ни ночью нет, а там посмотришь: То здесь, то там нужна еще починка, Где гниль, где течь. Вот если б ты у князя Умела выпросить на перестройку Хоть несколько деньжонок, было б лучше. Д о ч ь Ах! М е л ь н и к Что такое? Д о ч ь Чу! Я слышу топот Его коня… Он, он! М е л ь н и к Смотри же, Дочь, Не забывай моих советов, помни… Д о ч ь Вот он, вот он! (Входит К н я з ь. Конюший уводит его коня.) К н я з ь Здорово, милый друг. Здорово, Мельник. М е л ь н и к Милостивый Князь, Добро пожаловать. Давно, давно Твоих очей мы светлых не видали. Пойду тебе готовить угощенье. (Уходит.) Д о ч ь Ах, наконец ты вспомнил обо мне! Не стыдно ли тебе так долго мучить Меня пустым жестоким ожиданьем? Чего мне в голову не приходило? Каким себя я страхом не пугала? То думала, что конь тебя занес В болото или пропасть, что медведь Тебя в лесу дремучем одолел, Что болен ты, что разлюбил меня — Но слава богу! жив ты, невредим И любишь все по-прежнему меня; Не правда ли? К н я з ь По-прежнему, мой ангел, Нет, больше прежнего. Л ю б о в н и ц а Однако ты Печален; что с тобою? К н я з ь Я печален? Тебе так показалось. — Нет, я весел Всегда, когда тебя лишь вижу. О н а Нет. Когда ты весел, издали ко мне Спешишь и кличешь: где моя голубка, Что делает она? а там целуешь И вопрошаешь: рада ль я тебе И ожидала ли тебя так рано. А нынче: слушаешь меня ты молча, Не обнимаешь, не целуешь в очи, Ты чем-нибудь встревожен, верно. Чем же? Уж на меня не сердишься ли ты? К н я з ь Я не хочу притворствовать напрасно. Ты права: в сердце я ношу печаль Тяжелую — и ты ее не можешь Ни ласками любовными рассеять, Ни облегчить, ни даже разделить. О н а Но больно мне с тобою не грустить Одною грустью — тайну мне поведай. Позволишь — буду плакать; не позволишь — Ни слезкой я тебе не досажу. К н я з ь Зачем мне медлить? чем скорей, тем лучше. Мой милый друг, ты знаешь, нет на свете Блаженства прочного: ни знатый род, Ни красота, ни сила, ни богатство, Ничто беды не может миновать. И мы, — не правда ли, моя голубка? Мы были счастливы; по крайней мере Я счастлив был тобой, твоей любовью. И что вперед со мною ни случится, Где б ни был я, всегда я буду помнить Тебя, мой друг; того, что я теряю, Ничто на свете мне не заменит. О н а Я слов твоих еще не понимаю, Но уж мне страшно. Нам судьба грозит, Готовит нам неведомое горе, Разлуку, может быть. К н я з ь Ты угадала. Разлука нам судьбою суждена. О н а Кто нас разлучит? разве за тобою Идти вослед я всюду не властна? Я мальчиком оденусь. Верно буду Тебе служить, дорогою, в походе Иль на войне — войны я не боюсь — Лишь видела б тебя. Нет, нет, не верю. Иль выведать мои ты мысли хочешь, Или со мной пустую шутку шутишь. К н я з ь Нет, шутки мне на ум нейдут сегодня, Выведывать тебя не нужно мне, Не снаряжаюсь я ни в дальный путь, Ни на войну — я дома остаюсь, Но должен я с тобой навек проститься. О н а Постой, теперь я понимаю все… Ты женишься. (К н я з ь молчит.) Ты женишься!.. К н я з ь Что делать? Сама ты рассуди. К н я з ья не вольны, Как девицы — не по сердцу они Себе подруг берут, а по расчетам Иных людей, для выгоды чужой. Твою печаль утешит бог и время. Не забывай меня; возьми на память Повязку — дай, тебе я сам надену. Еще с собой привез я ожерелье — Возьми его. Да вот еще: отцу Я это посулил. Отдай ему. (Дает ей в руки мешок с золотом.) Прощай. О н а Постой; тебе сказать должна я Не помню что. К н я з ь Припомни. О н а Для тебя Я всё готова… нет не то… Постой — Нельзя, чтобы навеки в самом деле Меня ты мог покинуть… Все не то… Да!.. вспомнила: сегодня у меня Ребенок твой под сердцем шевельнулся. К н я з ь Несчастная! как быть? хоть для него Побереги себя; я не оставлю Ни твоего ребенка, ни тебя. Со временем, быть может, сам приеду Вас навестить. Утешься, не крушися. Дай обниму тебя в последний раз. (Уходя.) Ух! кончено — душе как будто легче. Я бури ждал, но дело обошлось Довольно тихо. (Уходит.) (Она остается неподвижною.) М е л ь н и к (входит) Не угодно ль будет Пожаловать на мельницу… да где ж он? Скажи, где К н я з ь наш? ба, ба, ба! какая Повязка! вся в каменьях дорогих! Так и горит! и бусы!.. Ну, скажу: Подарок царский. Ах он благодетель! А это что? мошонка! уж не деньги ль? Да что же ты стоишь, не отвечаешь, Не вымолвишь словечка? али ты От радости нежданной одурела, Иль на тебя столбняк нашел? Д о ч ь Не верю, Не может быть. Я так его любила. Или он зверь? Иль сердце у него Косматое? М е л ь н и к О ком ты говоришь? Д о ч ь Скажи, родимый, как могла его Я прогневить? в одну недельку разве Моя краса пропала? иль его Отравой опоили? М е л ь н и к Что с тобою? Д о ч ь Родимый, он уехал. Вон он скачет! — И я, безумная, его пустила, Я за полы его не уцепилась, Я не повисла на узде коня! Пускай же б он с досады отрубил Мне руки по локоть, пускай бы тут же Он растоптал меня своим конем! М е л ь н и к Ты бредишь! Д о ч ь Видишь ли, К н я з ья не вольны, Как девицы, не по сердцу они Берут жену себе… а вольно им, Небось, подманивать, божиться, плакать И говорить: тебя я повезу В мой светлый терем, в тайную светлицу И наряжу в парчу и бархат алый. Им вольно бедных девушек учить С полуночи на свист их подыматься И до зари за мельницей сидеть. Им любо сердце княжеское тешить Бедами нашими, а там прощай, Ступай, голубушка, куда захочешь, Люби, кого замыслишь. М е л ь н и к Вот в чем дело. Д о ч ь Да кто ж его невеста? на кого Он променял меня? уж я узнаю, Я доберусь. Я ей скажу, злодейке: Отстань от князя, — видишь, две волчихи Не водятся в одном овраге. М е л ь н и к Дура! Уж если К н я з ь берет себе невесту, Кто может помешать ему? Вот то-то. Не говорил ли я тебе… Д о ч ь И мог он, Как добрый человек, со мной прощаться, И мне давать подарки — каково! — И деньги! выкупить себя он думал, Он мне хотел язык засеребрить, Чтоб не прошла о нем худая слава И не дошла до молодой жены. Да, бишь, забыла я — тебе отдать Велел он это серебро, за то, Что был Х о рош ты до него, что дочку За ним пускал таскаться, что ее Держал не строго… Впрок тебе пойдет Моя погибель. (Отдает ему мешок.) О тец (в слезах) До чего я дожил! Что бог привел услышать! Грех тебе Так горько упрекать отца родного. Одно дитя ты у меня на свете, Одна отрада в старости моей. Как было мне тебя не баловать? Бог наказал меня за то, что слабо Я выполнил отцовский долг. Д о ч ь Ох, душно! Холодная змия мне шею давит… Змеей, змеей опутал он меня, Не жемчугом. (Рвет с себя жемчуг.) М е л ь н и к Опомнись. Д о ч ь Так бы я Разорвала тебя, змею злодейку, Проклятую разлучницу мою! М е л ь н и к Ты бредишь, право, бредишь. Д о ч ь (сымает с себя повязку) Вот венец мой, Венец позорный! вот чем нас венчал Лукавый враг, когда я отреклася Ото всего, чем прежде дорожила. Мы развенчались. — Сгинь ты, мой венец! (Бросает повязку в Днепр.) Теперь все кончено. (Бросается в реку.) С т а р и к (падая) Ох, горе, горе! КНЯЖЕСКИЙ ТЕРЕМ (Свадьба. Молодые сидят за столом. Гости. Х о р девушек.) С в а т Веселую мы свадебку сыграли. Ну, здравствуй, К н я з ь с княгиней молодой. Дай бог вам жить в любови да совете, А нам у вас почаще пировать. Что ж, красные девицы, вы примолкли? Что ж, белые лебедушки, притихли? Али все песенки вы перепели? Аль горлышки от пенья пересохли? Х о р Сватушка, Сватушка, Бестолковый Сватушка! По невесту ехали, В огород заехали, Пива бочку пролили, Всю капусту полили, Тыну поклонилися, Верее молилися: Верея ль, вереюшка, Укажи дороженьку По невесту ехати. Сватушка, догадайся, За мошоночку принимайся, В мошне денежка шевелится, К красным девушкам норовится. С в а т Насмешницы, уж выбрали вы песню! На, на, возьмите, не корите Свата. (Дарит девушек.) О д и н г о л о с По камушкам по желтому песочку Пробегала быстрая речка, В быстрой речке гуляют две рыбки, Две рыбки, две малые плотицы. А слышала ль ты, рыбка-сестрица, Про вести-то наши, про речные? Как вечор у нас красна девица топилась, Утопая, мила друга проклинала. С в а т Красавицы! да это что за песня? Она, кажись, не свадебная; нет. Кто выбрал эту песню? а? Д е в у ш к и Не я — Не я — не мы… С в а т Да кто ж пропел ее? (Шепот и смятение между девушками.) К н я з ь Я знаю кто. (Встает из-за стола и говорит тихо конюшему.) Она сюда прокралась. Скорее выведи ее. Да сведай, Кто смел ее впустить. (Конюший подходит к девушкам.)
 
Сюжет: Русалочка живёт в подводном царстве вместе с отцом (морским царём), бабушкой и пятью сёстрами. По заведённым правилам, когда русалке исполняется 15 лет, ей разрешается выплывать на поверхность океана, чтобы посмотреть на мир. Когда пришла очередь Русалочки, она поднимается на поверхность, видит корабль с прекрасным принцем и влюбляется с первого взгляда. Начинается сильный шторм, и Русалочка спасает тонущего принца. Она доставляет его в бессознательном состоянии на берег возле храма и дожидается, пока девушка из храма не находит его. Принц всё время был без сознания, поэтому так и не увидел Русалочку. Русалочка мечтает быть с принцем и обрести бессмертную душу. Она посещает морскую ведьму, и та даёт ей волшебное зелье. Оно позволит Русалочке получить ноги в обмен на её голос, а её голос известен как самый прекрасный в морском царстве. Русалочка выплывает на берег, выпивает зелье и встречает принца, который очарован её красотой и изяществом. Он принимает её, несмотря на то, что она немая. Когда отец принца приказывает своему сыну жениться на дочери соседнего короля, принц рассказывает Русалочке, что он этого не сделает, потому что не любит принцессу. Оказалось, что принцесса и была той девушкой из храма. Принц полюбил её, и дата свадьбы объявлена. Принц и принцесса женятся, и сердце Русалочки разбито. Она думает о том, от чего отказалась, и о той боли, через которую она прошла. В конце: тело Русалочки превращается в морскую пену, но вместо того, чтобы перестать существовать, она чувствует солнце и превращается в дочь воздуха. Снова она обретает дар речи. Другие дочери воздуха объясняют, что она стала такой же, как и они, потому что стремилась всем сердцем получить бессмертную душу. Сказка рассказывает о том, что любовь, самоотверженность и радость за других — это и есть то, что отличает людей от других существ.
 
Назад
Сверху